Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







Частые вопросы о парапланах и парамоторах

Что такое параплан и чем он отличается от парашюта?

Как далеко и как высоко можно улететь на параплане?

С какого возраста можно начинать учиться летать на параплане?

Трудно ли научиться летать на параплане и сколько времени занимает обучение?

Насколько ускорит или замедлит процесс обучения полетам на парапланах опыт парашютных прыжков?

А как насчет травматизма? Это опасно?

Можно ли научиться летать на параплане самостоятельно (без инструктора)?

Как выбрать парапланерную школу?

Можно ли самостоятельно сшить параплан?

Имеет ли смысл приобрести подержанный параплан, чтобы сэкономить на покупке?

Можно ли летать в одиночку?

Как найти единомышленников, чтобы не летать в одиночестве?

Что такое парамотор и что такое паралет?

Трудно ли научиться летать на парамоторе?

На чем летать лучше: на параплане или дельтаплане?

Что делать, если есть вопрос, а ответ на него на этой страничке не нашелся?

 

Что такое параплан и чем он отличается от парашюта?

Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат (СЛА), созданный на базе семейства двухоболочковых планирующих парашютов. Иногда приходится слышать, как некоторые люди называют параплан парашютом. Это неправильно. Принципиальное отличие параплана от парашюта заключается в его предназначении.

Появление парашютов связано с развитием авиации, где они использовались прежде всего как средство спасения экипажа гибнущего летательного аппарата (ЛА). Хотя в дальнейшем область их применения расширилась, парашют, тем не менее, остался лишь средством мягкого спуска людей или грузов с неба на землю.

Принципиальное отличие параплана от парашюта состоит в том, что параплан предназначен для полета. Зародился парапланеризм в 70-х годах ХХ века. Первыми парапланеристами стали парашютисты, решившие не прыгать из самолета, а попробовать, предварительно наполнив купола воздухом, взлететь на них со склона горы. Опыт удался. Оказалось, что для полета на парашюте-крыле наличие самолета не обязательно. Начались эксперименты. Сначала в обычные прыжковые парашюты, для уменьшения скорости их снижения, вшивались дополнительные секции. Чуть позже начали появляться специализированные аппараты. По мере накопления опыта параплан все дальше и дальше уходил от своего прародителя парашюта. Менялись профили, площади, формы крыльев. Иной стала стропная система. Радикально изменилось "рабочее место" пилота — подвесная система, превратившись из ременной обвязки в удобное кресло. В отличие от парашюта, предназначенного исключительно для полета "сверху вниз", параплан научился без двигателя набирать высоту и выполнять длительные маршрутные полеты протяженностью в сотни километров.

 

Десантный парашют Д-6 с круглым куполом.
Десантный парашют
с круглым куполом
Д-6.
Спортивный парашют-крыло По-9.
Спортивный
парашют-крыло
По-9.
Один из первых российских парапланов СПП-30, 1989 г.
Один из первых
российских парапланов
СПП-30, 1989 г.
Спортивный параплан Гранд фирмы ПарААвис, 1996 г.
Спортивный параплан
фирмы ПарААвис
Гранд, 1996 г.

Как далеко и как высоко можно улететь на параплане?

Старт параплана

Информация о рекордных полетах быстро устаревает. Поэтому правильнее будет не указывать здесь какие-либо конкретные цифры, а предложить вам обратиться на официальный сайт ФАИ: http://www.fai.org.

Таблицы с наивысшими достижениями по классам летательных аппаратов находится здесь: http://www.fai.org/records.

О парапланах и дельтапланах можно почитать здесь:
http://www.fai.org/record-hang-gliding-and-paragliding.

С какого возраста можно начинать учиться летать на параплане?

Птенчик вылупился. Еще чуть-чуь и взлетит

Обучение детей и подростков полетам на параплане — вопрос достаточно сложный. С одной стороны, дети учатся летать на параплане намного быстрее взрослых курсантов, летают смелее и увереннее. Но, с другой стороны, детская психика слабее психики взрослых. При возникновении аварийной ситуации, там, где взрослый организм ее отработает, ребенок может жалобно запищать "ОЙ, МАМА!!!" и дальше все будет плохо…

Единой строгой методики определения минимального возраста для начала обучения подростков полетам на параплане не существует, а разброс мнений по этому вопросу весьма велик. Ограничимся нашей экспертной оценкой: обучение подростков полетам на парапланах мы готовы начинать с 14 лет.

Более подробно о нашем подходе к организации учебных полетов на парапланах для детей и подростков можно посмотреть в клубной библиотеке в статье "Дети и полеты".

Трудно ли научиться летать на параплане
и сколько времени занимает обучение?

Первый полет

При благоприятной погоде можно, начав заниматься утром, к вечеру этого же дня совершить свой первый самостоятельный полет. В целом же, если рассчитывать, что занятия будут регулярно проводиться по выходным дням, плюс летние выезды на учебно-тренировочные сборы и минус неизбежные потери летного времени из-за непогоды и прочих непредвиденностей, то процесс становления начинающего пилота и его подготовка к маршрутным полетам в термическких потоках занимают 1-2 сезона.

Более подробно о программе начальной подготовки пилотов можно посмотреть в клубной библиотеке в статье: "Неформальный комментарий к программе начальной подготовки парапланеристов (и парамотористов), или курсантам первого года обучения посвящается".

Насколько ускорит или замедлит процесс
обучения полетам на парапланах опыт парашютных прыжков?

Парашютист

Это сложный вопрос. С одной стороны наличие опыта пребывания в воздухе — безусловный плюс. Но с другой стороны могут возникнуть психологические сложности. У парашютистов весь экстрим приходится на секунды свободного падения. После раскрытия парашюта человек расслабляется будучи уверенным, что все самое трудное уже позади. У нас же, с раскрытием купола параплана, "приключения" только начинаются. Это противоречие может привести к тому, что парашютист под куполом параплана вместо того, чтобы быть сосредоточенным и нормально работать в потоках, может "вдруг" расслабиться и пропустить какое-нибудь нехорошее сложение купола в болтанку.

 

А как насчет травматизма? Это опасно?

Заявлять, что парапланеризм так же безопасен для здоровья, как такой вид спорта, как игра в шахматы, было бы неправильно. Каждый собирающийся заниматься воздушным видом спорта должен понимать, что потенциальная энергия высоты при некоторых обстоятельствах может легко превратиться в кинетическую энергию удара о землю. Но, тем не менее, было бы также неправильно объявлять всех парапланеристов какими-то супер экстремалами.

В парапланерном спорте можно выделить две основные группы травм: спортивные травмы и травмы "трудного возраста".

Травма

Спортивные травмы — это травмы соревновательных полетов. Они случаются со спортсменами, увлекшимися гонкой за очками и забывшими в этой гонке про собственную безопасность. Иногда эти травмы называют "очковой болезнью". Начинающим пилотам они не грозят.

Травмы "трудного возраста" для новичков более актуальны. Под такими травмами понимаются травмы вчерашних курсантов, едва вырвавшихся из-под опеки инструктора. Их подавляющее большинство происходит по примитивнейшей схеме. Закончив "курс молодого бойца", новичок начинает летать самостоятельно. У него все получается, он горд своими успехами и счастлив от свалившейся ему на голову свободы от инструкторского диктата (этого не делай, туда не ходи, сюда не летай...). Он знает о возможных опасностях (рассказывали на теоретических занятиях), возможно, он даже знает о случаях падений других пилотов, но человек искренне убежден, что уж он-то умный, что уж с ним-то (умным) ничего плохого случиться не может. Постепенно новичок теряет осторожность и ему начинает казаться, что в воздухе можно творить все, что заблагорассудится. И тут вдруг ка-а-ак...

Каждый собирающийся осваивать пятый океан должен на всю свою летную жизнь усвоить:

С Небом можно быть только на "Вы". За фамильярность к себе Небо наказывает. Наказывает быстро и очень жестко. Поэтому общаться с Небом на "ты" нельзя никогда, никому и ни при каких обстоятельствах.

Все советчики остаются на земле. В полете пилот сам в ответе за все происходящее. Пилот летит сам. Падать, в случае ошибок, он будет тоже сам и винить в падении, кроме себя самого, ему будет некого. Поэтому к полетам нужно готовиться и при подготовке помнить, что в авиации мелочей нет.

Можно ли научиться летать на параплане самостоятельно
(без инструктора)?

Грабли

Некоторые считают, что можно, аргументируя свое мнение тем, что именно так учились летать многие сегодняшние корифеи. Но все же лучше и безопаснее учиться в парапланерной школе под присмотром инструктора.

Когда все только начиналось, по сути, никто ничего не знал и все учились "методом синяков и шишек". Взлетали, падали, бились о землю, лечились. Кто-то, после очередного падения, поднимался вновь, кто-то навсегда оставался на земле... Постепенно и очень не сразу накапливался бесценный летный опыт, формировались методики безопасного обучения. На наш взгляд, игнорировать этот опыт сегодня и наступать на те же грабли, которые уже были пройдены в 80-90-х годах XX века, по меньшей мере неразумно.

Самообучение в парапланеризме — это как хождение по минному полю. Одна ошибка — и... Падение с высоты здоровья не прибавляет!!! Очень хорошо, если человек достаточно нетороплив и осторожен, чтобы аккуратно и вдумчиво готовить каждый свой следующий шаг, но все равно это не гарантирует от ошибок.

Обучение с инструктором (умение "летать" и умение "рассказать как летать" — не одно и тоже) — это тоже хождение по минному полю, но по проделанному в нем саперами коридору. Причем тот, кто ведет, еще и пояснит признаки присутствия мин и способы их разминирования.

Полетам на параплане лучше учиться с инструктором. Ниже можно посмотреть наши рекомендации о том, как выбрать парапланерную школу.

Как выбрать парапланерную школу?

Мы не будем здесь рекламировать наш клуб и заявлять, что идти учиться летать на параплане нужно только к нам, а постараемся дать несколько общих объективных советов.

Обучение полетам на парапланах в клубе "Первый шаг".

Главный совет — не торопиться. Выбор парапланерной школы должен быть вдумчивым и осознанным. Парапланерных школ много! Они разные! Единой и обязательной для всех школ программы обучения полетам на параплане или парамоторе в России никогда не было и нет. Поэтому в деталях расспросите руководство школы о теоретической подготовке курсантов и программе летного обучения. Учтите, что слово "быстро" далеко не всегда является синонимом слов "хорошо" и "надежно".

Поездите на полеты по разным клубам, лично посмотрите на организацию полетов. Обратите внимание на психологический климат на старте. Это тоже очень важно. Поговорите с инструкторами, пилотами, курсантами.

Отдельно отметим ценность мнений пилотов, завершивших свое обучение и успевших 1-2 сезона полетать самостоятельно. У них уже появился их собственный летный опыт и при этом еще свежи воспоминания о учебе. Поэтому они смогут наиболее полно и объективно соотнести знания и навыки, получаемые в школе, с требованиями реальной жизни.

Самый плохой способ выбора парапланерной школы — ориентироваться на ее близость к вашему дому. Это примерно как при поступлении в институт выбирать свою будущую профессию и, возможно, всю дальнейшую судьбу по близости к дому института.

Не принимайте окончательного решения непосредственно на полетах, даже если в какой-то школе вам, на первый взгляд, все понравится. Вернувшись домой, отвлекитесь от рекламно-зазывного звона, которым неизбежно будет сопровождаться ваш разговор с руководством парапланерной школы. Оно ведь кровно заинтересовано в том, чтобы вы пришли учится именно к ним. Спокойно проанализируйте увиденное и услышанное на полетах и еще раз все обдумайте.

Если же в конечном итоге ваш выбор склонится к парапланерной школе "Первый шаг", мы будем рады увидеть вас у нас на полетах уже не в качестве гостя, а курсантом.

Можно ли самостоятельно сшить параплан?

Конструктор парапланов

В принципе, конечно, можно, но прежде чем готовить швейную машинку и закупать ткань, необходимо понять, какова ваша сверхзадача.

Если вы хотите открыть парапланерную фирму и начать шить парапланы серийно, другого пути нет. Однако если параплан нужен вам исключительно для собственного летания и вы хотите сэкономить денег на его покупке, лучше в подобную авантюру не ввязываться. Купить серийный образец будет и проще, и дешевле, и безопаснее.

Если же вы всерьез задумываетесь над тем, чтобы сшить параплан самостоятельно, имейте в виду следующее: вы потратите деньги на материалы, вы потратите время на шитье и совсем не факт, что на том, что выйдет из-под вашей швейной машинки, можно будет сразу нормально полететь. Поэтому при расчете общих затрат сразу заложите в них некоторую вероятность неуспеха и то, что для изготовления своего первого более-менее прилично летающего параплана вам, скорее всего, придется сшить и облетать несколько экспериментальных моделей.

Имеет ли смысл приобрести подержанный параплан,
чтобы сэкономить на покупке?

Хитрый продавец

Параплан относится к категории сложной техники, полноценно проверить которую непосредственно при покупке затруднительно. Когда вы покупаете новый параплан, на него распространяются гарантийные обязательства поизводителя. Если у вас после покупки возникнут какие-либо претензии, они будут решены продавцом вплоть до замены аппарата или возврата денег. На подержанную технику гарантий никто не дает. Как только вы отсчитаете продавцу деньги за покупку, все дальнейшее — ваши личнные трудности.

Если провести аналогию с рынком подержанных автомобилей, можно заметить, что автомобили часто продают тогда, когда они еще ездят, но скоро начнут рассыпаться. В ситуации с парапланами принципиальных отличий нет. Только цена ошибки другая. При поломке автомобиля в крайнем случае вам придется идти домой пешком. Если же у вас в полете начнут рваться стропы, последствия могут быть существенно печальнее...

Расход летного ресурса параплана зависит не столько от формальных часов его налета, точно установить которые при покупке как правило невозможно, сколько от того как крыло эксплуатировалось. Не жарилось ли на солнцепеке, не хранилось ли мокрым, не купалось ли в соленой морской воде, насколько активно эксплуатировалось под повышенными нагрузками при полетах на буксировочных лебедках или на пилотаж.

Для того чтобы, приобретая подержанный параплан, впоследствии не пожалеть о покупке, необходимо очень хорошо ориентироваться в этих вопросах. А в идеале еще знать историю эксплуатации и ремонтов приобретаемого параплана.

Наш совет новичкам: не экономьте на безопасности своего летного снаряжения.

Можно ли летать в одиночку?

!!! В ОДИНОЧКУ ЛЕТАТЬ НЕЛЬЗЯ !!!

Минимальный состав летной группы — три человека.

Во времена СССР и ДОСААФ принималось, что размер группы, выходящей на полеты, должен быть не менее трех человек. Это объяснялось требованиями безопасности: чтобы в случае травмирования одного из пилотов двое других смогли бы оказать пострадавшему первую помощь и обеспечить его транспортировку в лечебное учреждение. СССР больше нет, но Небо и Земля с тех пор ничуть не изменились. На наш взгляд, отступать от проверенных временем норм и правил безопасности полетов неразумно.

Не летайте в одиночку! Ищите единомышленников! Или, по крайней мере, предупреждайте родных и друзей, что вы идете летать, куда именно идете и когда планируете вернуться. Не забудьте оставить им свой контактный телефон для оперативной связи на случай каких-либо непредвиденных задержек. Это вопрос вашей безопасности.

Как найти единомышленников,
чтобы не летать в одиночестве?

Парапланы на Загорской ГАЭС.

Если вы живете в Москве или ближнем Подмосковье, приходите к нам в клуб. Будем летать вместе.

Если вы живете далеко от Москвы, попробуйте для начала набрать в каком-либо поисковике слова "параплан" и название вашего города или района. Может быть, вам повезет и вы сразу наткнетесь на сайт уже имеющегося поблизости от вас парапланерного клуба.

Можно отыскать координаты представительства ДОСААФ вашего региона. Если в ваших краях есть зарегистрированные в ДОСААФ клубы, то там вам подскажут, как их найти.

Попробуйте узнать о ближайших клубах в региональном представительстве Объединенной федерации сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). Вот ссылка на список этих представительств на официальном сайте ОФ СЛА: http://ofsla.ru/regionalnyie-otdeleniya.html.

Что такое парамотор и что такое паралет?

Парамотор в воздухе. Парамоторная установка крупным планом.
 
 
 
Самодельный паралет Сергея Тютюрука. Паралет Сергея Тютюрука крупным планом.

Парамотор — это параплан с мотором. Воздушный винт ранцевой двигательной установки создает тягу, позволяющую взлетать с горизонтальной площадки.

Парамотор и сложнее, и тяжелее, и стоит существенно дороже простого параплана, но, летая на парамоторе, вы перестанете зависеть от восходящих потоков. Вы полетите туда, куда сами захотите, а не туда, куда вас понесут потоки и ветер.

Паралет — это разновидность парамотора, в котором пилот и двигатель располагаются на специальной тележке.

С одной стороны, тележка позволяет на взлете и при приземлении не держать двигатель на плечах и взять с собой в полет существенно больший запас топлива, но, с другой, если пилот с ранцевым парамотором может взлететь практически с любого места, то паралету для разбега нужна ровная подготовленная площадка без рытвин и кочек.

Трудно ли научиться летать на парамоторе?

Парамотор в лучах заходящего солнца.

Если предварительно изучить курс теории и нормально освоить управление безмоторным парапланом, то само по себе обучение полетам на парамоторе не займет много времени и не вызовет никаких сложностей.

Если же вы попытаетесь сесть на парамотор сразу, приготовьтесь к тому, что вам придется потратить некоторую сумму денег, соизмеримую со стоимостью парамотора, на многочисленные ремонты установки, связанные с вашими падениями на старте и при приземлениях. Также не следует забывать о вопросе безопасности.

Работающий винт парамотора слеп и свиреп! Он рубит как топор все, что попадается у него на пути.

Самое сложное в парамоторной учебе — отработка навыков абсолютно чистого старта. Из-за особенностей конструкции подвесной системы парамотора и массы двигателя парамоторист чувствует свое крыло значительно хуже свободно летающего парапланериста. В то же время "цена ошибок" у мотористов выше. Споткнувшись на старте, свободно летающий парапланерист поднимется, отряхнется и снова попытается взлететь. Ошибка парамоториста — это, как минимум, сломанный воздушный винт, покалеченная рамка двигателя, и… на сегодня полеты закончены.

Более подробно о программе начальной подготовки пилотов можно посмотреть в клубной библиотеке в статье: "Неформальный комментарий к программе начальной подготовки парапланеристов (и парамотористов), или курсантам первого года обучения посвящается".

На чем летать лучше:
на параплане или дельтаплане?

Параплан и дельтаплан — очень разные аппараты. У каждого из них есть как достоинства, так и недостатки.

В воздухе параплан-тандем. Дельтаплан в воздухе.
 
 
 
Собранный параплан на земле. Собранный дельтаплан на земле.

Современный дельтаплан, в отличие от параплана, имеет почти жесткое крыло. С одной стороны, это дает дельтаплану бесспорное преимущество перед парапланом и в скорости, и в "летучести", но с другой стороны, жесткое дельтапланерное крыло значительно тяжелее и габаритнее парапланерного.

Собранный параплан — это относительно небольшой рюкзак весом не более 15-20 кг. Дельтаплан — это пакет труб длиной 2, 4 или 6 м (в зависимости от способа сборки) и весом 30-40 кг.

Улетев на маршрут на параплане, после приземления вы за 5-10 минут уложите параплан в рюкзак и сможете вернуться на старт на любой попутной машине, рейсовом автобусе и даже пешком. Летая маршруты на дельтаплане, вам не обойтись без наземной команды и специальным образом оборудованной машины подбора.

Что делать, если есть вопрос, а ответ на него
на этой страничке не нашелся?

Просмотрите, пожалуйста, другие странички нашего сайта или воспользуйтесь поиском. Если вы все же не найдете ответа, свяжитесь с нами. Напишите свой вопрос у нас на форуме или задайте его по электронной почте и вам обязательно ответят в самое ближайшее время.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх