Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







Оценка остаточного ресурса параплана по его налету
(при покупке б/у)

Навеяно впечатлениями от проверки состояния
Денисовсокого крыла в клубе в пятницу 06 ноября 2009 г.

Задача

Пусть нам говорится, что налет параплана составляет 50 часов (1). Пусть уточняется, что крыло "на лебедке не тягалось" (2) и "в море не купалось" (3). Пусть в сказанном нет ни слова лукавства. Требуется оценить реальный износ параплана.

Если летать аккуратно, если не мочить крыло и не таскать его злостным образом по камням и кустам, то, помимо собственно налета, остаются два основных фактора, влияющих на износ параплана:

Число дерганий параплана на старте, связанное с хоть и небольшим, но все же протаскиванием крыла по земле;

Солнечный ультрафиолет, который жжет купол параплана не только в полете, но и на земле, когда он готовится к старту или еще не спрятан в рюкзак после приземления.

Рассмотрим два варианта эксплуатации параплана:

Продолжительные парящие полеты;

Учебные прыги с пригорка высотой 20-40 м.

Продолжительные парящие полеты

Пилот поднимается на старт в правильную погоду. Неторопливо развертывается и улетает. Налетавшись, пилот приземляется, складывает снаряжение в рюкзак и... "На сегодня" полеты завершены. ;-)

Теперь прикинем, как все происходит с часами и карандашом в руках. Число стартов за летный день у хорошего пилота составит несколько штук: 1-2, может быть 3, если пилот не смог выпарить с первого взлета. Подготовка к полету займет не больше 15 мин. Неторопливая укладка параплана в рюкзак после приземления примерно столько же. Плюс сам полет примерной продолжительностью от 1 до 4 часов.

Подводя итог, к концу дня в среднем получится: налет 2-3 часа; стартов 1-2 шт; время, проведенное крылом на солнце оцениваем в 2,5-3,5 часа.

Приведя цифры к 1 часу условного налета, получаем максимум 1,5 часа пребывания параплана на солнце и 1-2 дерганья на старте.

Учебные прыги с пригорка высотой 20-40 м

Курсант среднего уровня спортивности за день выполняет на учебном склоне порядка 20-25 полетов продолжительностью по 30-50 сек (в сумме за день 10-20 мин налета). Крыло при этом находится на солнце не меньше 5-6 часов (полеты, подъем на горку, ожидание старта).

Приведя цифры к 1 часу условного налета, получаем порядка 25-30 часов жарки крыла на солнцепеке и не менее 100 дерганий параплана на стартах.

 

Парапланерное генздовье

Рис. 1. Частые посадки на кусты и деревья калечат стропы и ткань купола,
однако не каждый продавец расскажет покупателю
про все нюансы эксплуатации своего параплана

 

Резюме

Изнашивающие нагрузки на параплан в зависимости от стиля летания могут различаться даже не в разы, а в десятки раз. Поэтому объективно оценить состояние параплана лишь по заявленному продавцом общему налету не представляется возможным.

Для полноценной проверки подержанного параплана необходимы его внимательный осмотр и контрольный облет специалистом, который не просто "умеет летать на парапланах", а знакомым с конкретной моделью аппарата и могущим сравнить фактическое поведение проверяемого крыла в воздухе с тем, каким оно должно быть при правильных (заводских) настройках (4).

 

В. Тюшин
9 ноября 2009 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 

  1. Обычно после 80-100 часов налета на парапланах положено полностью менять стропы.
  2. Износ параплана при полетах на буксировочной лебедке определяется повышенными нагрузками на купол и стропы во время затяжек параплана на высоту и он существенно превышает износ крыла при полетах со склонов.
  3. Если, после купания в соленой морской воде, параплан недостаточно хорошо промыть в пресной воде, то кристаллизовавшаяся морская соль будет быстро разрушать силовые нити строп и ткань купола.
  4. Когда курсант, желающий сэкономить немного денег при покупке б/у параплана, обращается к своему инструктору с просьбой проверить (облетать) приобретаемое старое крыло, у инструктора такая просьба радости обычно не вызывает. С одной стороны, облетать надо, так как инструктор должен быть уверен в безопасности техники, на которой курсант будет учиться летать. Но с другой стороны... Профессия летчика-испытателя в авиации рисковая и весьма уважаемая. Однако, одно дело — когда тест-пилот испытывает экспериментальную модель, которая возможно станет завтрашним днем мирового парапланостроения, и совсем другое — когда серийному инструктору предлагается обкатать на предельных режимах старую малопонятную тряпку, чтобы на собственной шкурке проверить: можно ли курсанту на ней еще немного полетать или ее уже давно пора нести на помойку. В таких случаях вспоминается немецкая поговорка:

"Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи".

 




Яндекс.Метрика
^Наверх