Муравей в ручье
			
			Как-то попросили нас спасатели из Лиза Алерт помочь поискать
			  пропавшего человека. Дедушка пошел в лес погулять и пропал. Полетное
			  задание было несложным. Спасатели проверяли окрестные леса, а нас
			  попросили пройтись над полями. Поля были засеяны кукурузой высотой в
			  человеческий рост. Осматривать их с земли долго и трудно, а с воздуха
			  с парамотора весь район поиска можно было бы облететь за час-полтора. 
			Поскольку дедушка пропал уже несколько дней назад и речь шла о поиске,
			  если честно, не дедушки, а дедушкиного тела, то со взлетом можно было
			  не торопиться. Мы с Денисом приехали на место, осмотрелись, уточнили
			  район поиска, определились с местом взлета и спокойно сели ждать
			  стихания дневной термички. Одним из признаков наличия термической
			  активности является рваный ветер. Когда с земли срывается пузырь
			  теплого воздуха, окружающие его холодные массы устремляются на
			  освободившееся место. Находящийся на земле наблюдатель ощущает этот
			  процесс как частые и существенные изменения направления и скорости
			  ветра. Примерно к 19:30 воздух успокоился, и я взлетел. 
			Заправка полная. В воздухе молоко. Можно сказать, почти обычный вечерний
			  экскурсионный полет над Подмосковными полями. Только маршрут нынче
			  определялся не мной, а интересами спасателей. Держу высоту около 150 м.
			  Поля просматриваются отлично. С земли наблюдатель видит лишь колышущееся
			  море зеленой массы, а с воздуха как в песне: "мне сверху видно все,
			  ты так и знай". Поле средних размеров проверяется за 4-5 проходов и
			  7-10 минут летного времени. Для справки: скорость парамотора
			  составляет 45 км/ч или 750 м/мин, а с высоты 150 м я могу
			  видеть полосу шириной около 100 м. 
			Последнее поле проверено. За полтора часа полета обнаружены два зайца и
			  одна лиса. Дедушка не найден. Доклад на землю, что никого не нашел.
			  Плавно увеличиваю обороты двигателя, набираю 300 м, и мне остается
			  финишный переход в 2-3 км к стартовому полю. 
			* * * 
			Вдруг происходит нечто непонятное. (Подавляющее большинство неприятностей
			  в авиации начинается со слова "вдруг".) По земле пошел шквал. Это
			  был не просто порыв ветра, гонящий волну по траве и раскачивающий ветки
			  деревьев. Дунуло так, что стволы вполне взрослых берез начало клонить к
			  земле. У меня на 300 м высоты пока все спокойно, но догадываюсь, что
			  это ненадолго. Что это? Откуда? В чем причина? Не понимаю! 
			Через несколько секунд стихия дотянулась до моего Хантера. Боковой удар
			  ветра накренил крыло градусов на 40. Затем швырнул вверх и сразу же бросил
			  вниз. Началась такая свистопляска, что скорость и маневренные возможности
			  параплана в расчет уже не принимались. Ощущаю себя муравьем, заброшенным
			  на щепке в бурный ручей. Пытаюсь сообразить, что делать. Садиться? Невозможно.
			  При таких порывах ветер мгновенно потащит меня по полю вместе с 30 кг
			  парамоторного железа на спине. Продолжать полет?.. Как и куда лететь, когда
			  несет хвостом от площадки старта и все что я могу сделать  это лишь
			  ловить броски крыла и компенсировать сложения? А самое неприятное  я не
			  понимаю, кто и за что меня так бьет. Время почти 9 вечера. Небо чистое,
			  термичка давно стихла. Откуда шквал?.. 
			Хантер  супер-параплан. Некоторые поругивают его за "туповатость"
			  в управлении, плохую аэродинамику и большую скорость снижения (2.5-3 м/с).
			  Как-то один из начинающих мотористов даже спросил меня: "Ты же вроде
			  давно летаешь. А почему все еще на Хантере?". А может потому давно и
			  летаю, что на Хантере. Любой другой параплан уже давно бы завязало в узел.
			  Хантер держится. Вспоминается поговорка: "Чем круче Джип  тем
			  дальше идти за Трактором". Хантер  воздушный Трактор. Он не для
			  спортивных рекордов, но зато держит удары стихии на 5+++. 
			Полет тем временем продолжается. Меня уже унесло от места встречи со шквалом
			  на 3-4 км. Внизу пока еще поле, но дальше, на сколько хватает взгляда,
			  плотная населенка. Садиться при запредельном ветре боязно, но дальше мест
			  для посадки вообще не видно. Решение? Сажусь. Двигатель в малый газ и тугой
			  спиралью вниз. Отлично получилось. Выровнялся на 30 м. Теперь главное
			  удержать крыло от сложений и успеть погасить купол после приземления.
			  Турбулентность швыряет Хантер по вертикали с амплитудой +-5-7 м. На
			  очередной нисходящей волне меня буквально вбивает в землю. Удержаться на
			  ногах никакой возможности. Кукуруза спасла. Крыло нырнуло в полутораметровый
			  лес стеблей и спряталось в нем от порывов ветра. 
			Потихоньку прихожу в себя и поднимаюсь на ноги. Вдруг подлетает джип. Из
			  машины выскакивает мужик и кричит: "Живой? Помощь нужна?". Отвечаю,
			  что все в порядке, что я летаю не один, и подбор скоро подъедет. Мужик
			  улыбается, желает мне удачи и неторопливо удаляется. Спасибо тебе, Мужик.
			  Не знаю, как тебя зовут и откуда ты, но почему-то уверен, что к авиации ты
			  должен иметь самое непосредственное отношение. Случайный человек не рванулся
			  бы так на спасаловку. 
			Звоню Денису. Говорю, что сел, даю свои координаты и начинаю осматриваться.
			  Вот она причина шквала! Со спины подкралось недоразвившееся грозовое облако.
			  Эх. Век живи  век учись. Дождавшись стихания термички перед взлетом, я
			  был абсолютно уверен, что вечером ничего плохого небо подкинуть не может и
			  весь полет смотрел только на землю, а вверх тоже надо было поглядывать. 
			  
			    
			  Мощные кучево-дождевые облака очень красивы в лучах заходящего солнца... 
			  Но красоту эту лучше наблюдать с земли. 
			  
			Заметка в копилочку летного опыта. Воздушную обстановку
			  нужно отслеживать постоянно. Даже если пилот перед взлетом на 100% уверен,
			  что никаких фокусов Небо ему подкинуть не должно, все равно надо смотреть. 
			  
			В. Тюшин 
			  Московская область 
			  Домодедовский район 
			  05 июля 2015 г. 
			  
		   |