Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Особенности старта в сильный ветер

Техника старта — это визитная карточка пилота-парапланериста. Далеко не всегда можно понаблюдать за действиями пилота в маршрутном полете, когда он находится на большой высоте над землей. Однако то, как пилот поднимает свое крыло и уходит со склона, видят все. Когда на полетах ко мне кто-то подходит с просьбой дать пролететь на клубном параплане, я обычно прошу этого человека отойти от кромки склона на 20-30 м и там поднять параплан. Красивый и уверенный старт открывает дорогу в небо. Если же на этапе подъема крыла обнаруживаются существенные проблемы, то продолжение разговора о возможности полетов теряет смысл.

Предполагается, что на момент чтения данной статьи читатель уже познакомился с парапланами и научился поднимать крыло в спокойную погоду. Речь пойдет о типовой ошибке, встречающейся у новичков при стартах в условиях усилившегося ветра.

Пусть вы уже умеете более-менее уверенно поднимать параплан при учебном ветре 2-3 м/с. И тут "вдруг" задуло сильнее, чем обычно: 5-6-7 м/с. Вы готовитесь к старту. Вы, разумно опасаясь сдувания усилившимся ветром, упираетесь ногами в землю покрепче, тянете передние ряды свободных концов. И… Крыло параплана взмывает над вами как ракета, подбрасывает вас в воздух, обгоняет, складывается и, падая на землю, порой накрывает вас сетью строп, из-под которых вам еще предстоит как-то выпутываться.

 

Рис 1. Ветер 6-8 м/с. Пилот упирается покрепче и решительным рывком пытается поднять параплан.
 
Рис 1. Ветер 6-8 м/с. Пилот упирается покрепче и решительным рывком пытается поднять параплан.

 

Рис 2. Параплан поднимается слишком быстро. Он срывает пилота с места и неконтролируемо подбрасывает его в воздух.
 
Рис 2. Параплан поднимается слишком быстро. Он срывает пилота с места и неконтролируемо подбрасывает его в воздух.

 

Рис 3. Пилот полностью теряет контроль над крылом, а разогнавшийся параплан, продолжая движение вперед, обгоняет пилота.
 
Рис 3. Пилот полностью теряет контроль над крылом, а разогнавшийся параплан, продолжая движение вперед, обгоняет пилота.

 

Рис 4. "Полет" завершается неуправляемым падением пилота и параплана на землю.
 
Рис 4. "Полет" завершается неуправляемым падением пилота и параплана на землю.

 

***

Давайте разбираться в проблеме. Для начала сделаем несколько на первый взгляд очевидных утверждений, но, на основании которых чуть позже будут даны менее очевидные рекомендации:

крыло параплана поднимается за счет подъемной силы;

подъемная сила возникает от взаимодействия крыла и набегающего на него потока воздуха;

чем скорость потока больше, тем больше подъемная сила;

чем боьше подъемная сила, тем быстрее взлетает крыло параплана;

пилот ощущает подъемную силу крыла как тягу на карабинах подвесной системы.

А теперь ключик успеха.

Чтобы параплан поднимался в любую погоду одинаково плавно, тяга на карабинах подвесной системы (то есть подъемная сила) должна быть правильной и не должна зависеть от скорости ветра на старте.

 

***

В первых подлетах вы учились с возможно большей решительностью тянуть крыло параплана на старте, чтобы оно сразу выходило над головой. Пока ветер едва дышал — это были правильные действия. Но, когда ветер задул сильнее, ситуация изменилась. Скорость крыла относительно воздуха за счет ветра увеличилась. Соответственно увеличилась и сила, поднимающая параплан. Параплан полетел наверх быстрее, чем обычно, а вы к этому оказались не готовы. Также заметим, что, когда крыло оказывается над пилотом со слишком большой избыточной скоростью, оно не только обгоняет, но еще неконтролируемо подбрасывает его в воздух, что начинающего пилота полностью дезориентирует.

Откатитесь назад в спокойный учебный ветер 2-3 м/с. Еще раз поднимите параплан и, в процессе подъема, запомните усилия, прилагаемые вами к карабинам подвесной системы. Обратите внимание, что в момент стартового рывка, когда крыло лежит на земле, усилия эти должны быть больше, чтобы параплан интенсивно пошел вверх, а когда крыло начинает приближаться к полетному положению, усилия уменьшаются для того, чтобы оно вас не обгоняло.

Теперь снова возвращаемся в условия крепкого ветра. Чтобы параплан поднимался так же плавно и комфортно как раньше надо, чтобы подъемная сила и, значит, тяга на карабинах подвесной системы, тоже была как раньше. Для этого нужно не упираться ногами в землю, а отступать по ветру.

Будете чрезмерно упираться — крыло "выстрелит" наверх, подбросит вас в воздух, обгонит и сложится. Побежите назад со скоростью ветра — скорость крыла относительно воздуха станет нулевой, тяга на карабинах тоже обнулится и крыло превратится в неуправляемую тряпку. Нужна золотая серединка. Ключик успеха уже назывался: "правильная тяга на карабинах", определенная в комфортных условиях учебного ветра 2-3 м/с.

Также заметим, что, если параплан поднимается слишком быстро, не нужно на старте сильно тянуть передние ряды свободных концов. Передние ряды ускоряют подъем крыла. Если крыло уже поднимается быстрее, чем надо, дополнительные "ускорители подъема" вам не нужны.

 

***

В качестве итогового резюме определим правильную стратегию. В штиль вы активно движетесь вперед, но тянете крыло не со всей силой, а так, чтобы тяга на карабинах была правильная. В сильный ветер вы отступаете по ветру. Ваша скорость относительно земли не важна. Важна только тяга на карабинах, определяющая скорость подъема крыла. Какая тяга должна быть?..

Тяга на карабинах должна быть правильная!

Напомним, что, когда параплан лежит на земле, тяги даем больше, чтобы крыло активно пошло вверх, а при приближении крыла к полетному положению, тягу уменьшаем, чтобы убрать избыточную скорость.

 

Рис 5. При старте помним, что скорость подъема крыла определяется тягой на карабинах подвесной системы пилота.
 
Рис 5. При старте помним, что скорость подъема крыла определяется тягой на карабинах подвесной системы пилота.

 

Рис 6. При ветре более 4-5 м/с, пилот не упирается ногами в землю, а отступает по ветру, контролируя правильность тяги на карабинах.
 
Рис 6. При ветре более 4-5 м/с, пилот не упирается ногами в землю, а отступает по ветру, контролируя правильность тяги на карабинах.

 

Рис 7. Если пилот правильно контролирует тягу на карабинах подвесной системы, то параплан поднимется в полетное положение без избыточной скорости крыла относительно пилота.
 
Рис 7. Если пилот правильно контролирует тягу на карабинах подвесной системы, то параплан поднимется в полетное положение без избыточной скорости крыла относительно пилота.

 

Рис 8. Параплан поднят и стабилизирован. Пилот разворачивается лицом на полет и может взлетать.
 
Рис 8. Параплан поднят и стабилизирован. Пилот разворачивается лицом на полет и может взлетать.

 

 

Текст: В. Тюшин
Пилот: Д. Винников
19.12.2019 — 17.04.2024
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх