Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Комментарий к упражнению "Тренаж падений"

Зачем это нужно

"Подушка безопасности"

Любой полет рано или поздно заканчивается приземлением. Приземления бывают разные: мягкие, не совсем мягкие, совсем не мягкие... Умение безопасно летать начинается с умения безопасно приземляться. Можно с уверенностью утверждать, что травмы в парапланеризме обычно возникают не в воздухе, не в полете, а именно в момент приземления, в момент встречи пилота с землей-матушкой, и их тяжесть определяется прежде всего готовностью (или неготовностью) пилота к этой встрече.

Иногда начинающие летать курсанты задают вопрос, можно ли научиться летать не падая. Теоретически это, конечно, возможно, но в реальной жизни — мне такие случаи неизвестны. Для того чтобы не попасть в беду, каждый курсант еще до первого полета должен научиться падать правильно. Обсуждая технологию обучения курсантов технике жестких приземлений, имеет смысл выделить два аспекта этого вопроса — психологический и технический.

 

Психологический аспект тренажа падений

Когда курсант в первый раз приходит на полеты, он прежде всего думает о летании, о том, как бы поскорее подняться к облакам. То обстоятельство, что не каждый полет может завершиться мягкой посадкой, часто остается, как говорится, за кадром. Тренажи падений напоминают курсантам о возможности жестких приземлений и без каких-либо специальных разъяснений инструктора заставляют посмотреть на полеты как на нечто более серьезное, чем простой и веселый аттракцион. Те, кто понимает и сознательно принимает, что любой полет связан с некоторым риском, те, кто готовы принять этот риск как неизбежную плату за возможность любоваться землей с высоты птичьего полета, продолжают тренироваться и летать. Тем же, кто рисковать не хочет или не может, тренажи падений дают повод задуматься и вовремя уйти из нашего спорта.

Ни для кого не секрет, что полеты связаны с большими физическими, психологическими и эмоциональными нагрузками. В большой авиации на пути любого кандидата в летчики стоит ВЛК (врачебно-летная комиссия), закрывающая дорогу в небо тем, кто с этими нагрузками может не справиться. Хотя врачи-инспекторы ВЛК изрядные перестраховщики, их требования к здоровью летного состава не беспочвенны. На СЛА-шных полетах медкомиссий нет и в обозримом будущем не ожидается. С одной стороны, это открывает дорогу в Небо тем, кто летать может, очень хочет этого, но кого официальная ВЛК до полетов бы не допустила. С другой стороны, к сожалению, действительно не каждый человек, желающий оторваться от земли, может выдержать все летные нагрузки.

Если соискатель-парапланерист не в состоянии выполнить несколько кувырков в комфортных учебных условиях тренажа падений, то ему нужно серьезно задуматься, т.к. он тем более не сможет этого сделать для смягчения удара о землю в реальном падении.

Многие начинающие летать курсанты не без оснований боятся упасть, т.к. опасаются травмироваться при падении. Некоторые еще в придачу стесняются показаться смешными в глазах окружающих. В полете при возникновении какой-либо критической ситуации, когда от пилота требуются четкие и быстрые действия по устранению возникшей опасности, люди, панически боящиеся падения, парализуются этими страхами и оказываются неспособны к активным действиям. Регулярные тренажи убирают страхи, вселяют в курсантов уверенность в том, что при правильных действиях пилота даже сильный удар о землю не должен привести к травме. Ощущения неловкости тоже снимаются. Видя, что в тренировках участвует вся летная группа, видя серьезность подхода инструкторов к наземным тренажам, смущающиеся курсанты очень быстро перестают комплексовать и стесняться.

 

Несколько инструкторских секретов

Тренаж падений — первое упражнение курса начальной летной подготовки. Оно не только обучает курсантов технике жестких приземлений, но и формирует схему взаимоотношений инструктора с учебной группой. Задача инструктора на этом упражнении состоит не только в том, чтобы научить курсантов правильно встречать землю при жесткой посадке.

Инструктор должен объяснить курсантам, что самым главным и самым бескомпромиссным контролером их летного мастерства является земля-матушка. Курсанты должны усвоить: инструктора обмануть можно, землю обмануть не удалось никому!!! Земля встречает одинаково и лейтенантов, и генералов. Земля не принимает во внимание ни титулов, ни званий, ни должностей, ни прочих заслуг. Земля одинаково жесткая как для спортивных юношей, так и для хрупких девушек. Земля одинаково требовательна и к молодежи в расцвете сил, и к детям, и к пожилым людям собравшимся осваивать пятый океан. А значит, и инструктор при обучении не имеет права делать кому бы то ни было каких бы то ни было скидок.

Тренаж падений — упражнение малопривлекательное, и новички, особенно на начальном этапе обучения, часто стараются потихоньку увильнуть от него. Но, когда в тренаже участвует вся группа, увильнуть оказывается труднее, чем если бы тренировка проводилась лишь с начинающими. Кроме того, новички, видя кувыркающихся рядом с ними опытных пилотов, будут неизбежно осознавать важность наземной подготовки в обеспечении безопасности полетов.

Тренаж падений не только учит курсантов правильно падать, но и убирает страхи перед падением. Для наблюдательного инструктора выделить боящихся курсантов труда не составит. Достаточно лишь внимательно проследить за курсантами сразу после команды на проведение тренажа и обратить внимание на то, как курсанты готовятся к нему.

Если курсант спокойно и уверенно падает почти там же, где и стоял, все отлично. Если в глазах курсанта читается мысль: "Как же меня достал этот солдафон-инструктор. Надо поскорей откувыраться, чтобы можно было наконец, идти летать", тоже неплохо. Значит, по крайней мере, курсант падать не боится и в боевой ситуации, скорее всего, сработает нормально.

Но случаются и иные реакции (прежде всего, это касается девушек). Некоторые новички сначала делают вид, что как бы не слышат инструкторского указания. Затем начинаются жалобы на то, что очень не хочется пачкать свежевыстиранные джинсы… Когда выясняется, что от кувырков все же никак не отвертеться, начинается долгий поиск подходящего места. Человек шарахается от каждой кочки, каждой неровности грунта. Все это свидетельствует об одном — курсант боится.

Девушкам на тренаже вообще труднее, чем юношам. Мальчишки к падениям привычны. Им на роду написано по деревьям лазить, с заборов падать. Девочки другие. Им наука падений действительно дается тяжело. С девчатами инструктор должен проявить такт, терпение и… настойчивость.

Некоторые девушки на тренаже пытаются разжалобить инструктора, чтобы тот закрыл глаза на их ошибки и поскорей бы допустил к полетам. Клятвенно обещают, что в следующий раз обязательно все зачеты сдадут. Что в таком случае делать инструктору? Улыбнуться и напомнить, что свой главный зачет девушки будут сдавать не ему, а земле-матушке. Что скидок земля не дает никому, а значит и инструктор не имеет права "входить в положение".

Если, контролируя курсантов первой группы, инструктор может позволить себе закрыть глаза на незначительные ошибки, то с теми, кто падать боится, работа должна вестись максимально внимательно и строго. Причина проста: если человек нервничает даже на гарантированно безопасном наземном тренаже, то в полете, в условиях нервного стресса связанного с возможностью реального падения (и травмы), все может стать совсем грустно. Не могу в связи с этим не вспомнить слова одного тренера восточных единоборств:

"Чтобы в бою быть жестким, на тренировке нужно уметь быть мягким.
Если человек на тренировке жесткий, в бою он будет мягок."

 

Техническая сторона вопроса

В этом разделе речь пойдет о технике освоения парашютных приземлений перекатом. Суть ее проста. Первый удар о землю принимают ноги. В момент удара они должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках и немного согнуты. Ту часть энергии удара, которую ноги погасить не смогут, следует перевести во вращение, уйдя, при необходимости, на кувырок. Необходимо иметь в виду, что парашютный кувырок отличается от гимнастического. В гимнастике удар о землю частично смягчается руками. В нашем случае выставлять руки категорически нельзя. Если удар о землю настолько силен, что ноги не смогли его погасить, то выставленная в сторону земли рука будет сломана.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЫТАТЬСЯ СМЯГЧИТЬ УДАР О ЗЕМЛЮ РУКАМИ!

На приведенных ниже рисунках показана последовательность выполнения приземления перекатом.

 

Исходное положение
 
Рис 1. Исходное положение перед прыжком.
Ноги в момент приземления
 
Рис 2. Ноги в момент приземления должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках и слегка согнуты.


 
Группировка
 
Рис 3. Группировка.
Перекат через спину
 
Рис 4. Перекат через спину.


 

 

Ноги в момент приземления должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках и слегка согнуты в коленях.

Плотно сжатые в коленях и щиколотках ноги могут выдержать при ударе о землю существенно большую нагрузку, чем несжатые. Если ноги не сжаты и одна из ступней при приземлении попадает на какую-нибудь кочку или в рытвину, то она с очень большой вероятностью может быть вывихнута или сломана.

Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется на занятиях следующее упражнение — нужно зажать между коленями и щиколотками по кусочку картона или плотной бумаги и научиться выполнять кувырок таким образом, чтобы ноги не разжимались и картон не падал на землю.

 

Ноги должны быть плотно сжаты
 
!!! ОШИБКА !!!
Рис 5. Ноги при приземлении должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках!

 

Для того чтобы в аварийной ситуации курсанты могли сработать нормально, они должны научиться легко и уверенно прыгать с высоты 1-1.5 м. На первый взгляд, эта задача может показаться слишком трудной. Начнем с более простых упражнений.

Прежде всего, необходимо научиться правильно группироваться. Курсант садится на корточки, сжимается в максимально плотный комок и заваливается на бок так, чтобы получился кувырок через плечо и спину, как это показано на рисунках.

 

Исходное положение перед кувырком
 
Рис 6. Исходное положение перед кувырком.
Перекат через спину
 
Рис 7. Перекат через спину.


Обратите внимание на характерные ошибки. Если перед началом кувырка пилот не сворачивается шариком (т.е. не прижимает туловище и голову к коленям), то при попытке выполнения упражнения кувырок не получится. Вместо него произойдет достаточно чувствительный удар плечом или головой о землю.

 

Пилот не свернулся в "шарик"
 
!!! ОШИБКА !!!
Рис 8. Перед кувырком пилот не свернулся в "шарик".
Жесткий удар плечом о землю
 
!!! ОШИБКА !!!
Рис 9. Вместо мягкого переката через спину получается жесткий удар плечом о землю.


Второй типовой ошибкой является попытка смягчить удар о землю руками. Эта ошибка встречается настолько часто, что необходимо еще раз напомнить: если удар настолько силен, что две ноги не смогли его принять и погасить, то выставленная к земле рука будет сломана.

У рук в парашютном кувырке только одна задача — спрятаться!

 

На руки приземляться нельзя! На руки приземляться нельзя!

!!! ОШИБКА !!!
Рис 10, 11. На руки приземляться нельзя!

 

После того как группировка будет освоена, переходим к следующей задаче. Курсант встает в свободную стойку и, медленно присев, заваливается на бок, уйдя в кувырок. Скорость тут не важна. Важно, чтобы приседание, группировка и выполнение кувырка проходили в одно движение, без задержек и ускорений. После того как вход в группировку будет освоен, можно начинать постепенно увеличивать скорость встречи с землей. Сначала можно подпрыгнуть вертикально вверх на 10-15 см. Затем выполнить кувырок из прыжка вверх и вперед. И, наконец, уверенно переходить к прыжкам с небольшой высоты. Теперь они уже не будут казаться трудновыполнимыми.

 

Вместо заключения

Летом 1997 г. на Юце мне довелось очень приятно и полезно пообщаться с группой десантников. В частности, они рассказывали, что в ВДВ перед прыжками все участвующие в прыжках обязаны проходить предпрыжковую подготовку (без исключений, без учета званий, должностей и прочих заслуг). Травмы на прыжках иногда случаются, но ломают руки-ноги, как правило, "пузатые" майоры и подполковники, считающие себя слишком "крутыми", чтобы кувыркаться на предпрыжковой в одном строю с рядовыми бойцами.

НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ РАЗОВОЙ ОТРАБОТКОЙ УПРАЖНЕНИЯ!

Для того чтобы в аварийной ситуации курсант сработал как надо, необходимо, чтобы группировку в падении курсант выполнял автоматически, не думая, на уровне подсознания, на уровне рефлекса. Для этого необходимо не ограничиваться разовой отработкой упражнения, а проводить тренажи перед началом каждого летного дня. Тренироваться в объеме предпрыжковой подготовки по программам ВДВ не обязательно, но кувыркнуться всем (включая инструкторский состав) хотя бы по 2-3 раза очень полезно. Должен заметить, что это не занимает много времени. На предполетный тренаж нормально подготовленной летной группы в составе 5-10 чел требуется не более 5-7 мин.

 

Текст: В. Тюшин
Рисунок: В. Романов
Фото: Т. Курнаева
8 марта 2007 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх