Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Как сушить параплан зимой

Зима — отличное время для обучения полетам на парапланах. Воздух зимой значительно спокойнее чем летом. Полет параплана становится более плавным и предсказуемым. Однако зимой выпадает снег, а снег — это замерзшая вода.

Из курса теории известно, что параплану вредно быть мокрым. Во влажной ткани заводится плесень, а в полете под нагрузкой мокрая ткань крыла тянется и параплан необратимо теряет свои летные свойства.

Поэтому у тех, кто собирается летать зимой, сразу же возникает вопрос: как сушить параплан после полетов. Это особенно актуально в условиях наших малогабаритных квартир.

 

* * *

Если на улице уверенная минусовая температура и снег сухой, то параплан непосредственно на полетах не мокнет. Проблема в снеге, который набивается внутрь купола и затем начинает таять, когда пилот приносит параплан домой.

Самое главное: взять за правило не лениться и максимально тщательно протряхивать крыло, перед тем как убрать его в рюкзак. Понятно, что после полетов мы устали и хотим быстрее уйти с мороза в тепло, но важно помнить — чем меньше снега останется в крыле, тем быстрее параплан высохнет по возвращении домой.

Тщательно протряхнутый параплан полностью высыхает за пару часов. Если же в параплане остается снег, то он может сохнуть несколько суток!

Особое внимание стоит уделить протряхиванию "ушных" секций купола. На "ушах" нет воздухозаборников. Они наполняются воздухом через перепускные отверстия нервюр. Через эти же отверстия туда попадает снег. Через них же снег и вытряхиваем.

Берём параплан за оба края уха и поперечными движениями выгоняем снег ближе к середине крыла в секции, имеющие воздухозаборники. Если снег мокрый и собрался в комки, которые не могут пройти сквозь перепускные отверстия, то такие комки давим пальцами.

Удалив снег из ушных секций, встаем с наветренной стороны, берем крыло за заднюю кромку, поднимаем ее на ветер и вытряхиваем снег из купола. Операцию удобнее выполнять вдвоем-втроем, но и в одиночку тоже вполне можно справиться. Свободные концы, при вытряхивании снега, лучше от подвесной системы не отстегивать. Это предохранит стропы от запутывания.

 

Вытряхивание снега из купола параплана
 
Рис 1. Встаем с наветренной стороны, берем крыло за заднюю кромку, поднимаем ее на ветер и вытряхиваем снег из купола.

 

Если во время складывания параплана идет снег, особенно если снег обильный, то крыло надо собирать как можно быстрее. Не старайтесь смахнуть все снежинки. Важнее как можно быстрее упаковать параплан, чтобы в рюкзак вместе со снаряжением попало минимальное количество снега.

 

* * *

И тут возникает идея. Если не заносить параплан после полетов в тепло, то ведь снег в нем не будет таять.

Совершенно верная идея! Только следует помнить, что параплан должен оставаться на холоде постоянно. Храним параплан строго в холодном помещении (балкон, гараж). Нельзя также допускать, чтобы крыло нагревалось при транспортировке. Везем параплан с полетов домой в холодном багажнике. Если везем в салоне автомобиля, то отключаем печку.

При хранении параплана в гараже, учитывайте, что даже если ваш гараж не отапливается, температура в нем обычно на 1-2 градуса выше температуры воздуха на улице. Если на улице -10 и ниже, то проблем нет. Если потеплело до -1-2, то, не смотря на минусовую температуру на уличном градуснике, снег в параплане, скорее всего, начнет таять.

Когда промежутки между полетами небольшие, например, когда мы летаем каждый день на выездах, достаточно следить, чтобы на улице был уверенный минус. Если же следующие полёты планируются через неделю (в следующие выходные), то лучше не лениться и крыло просушить. Иначе, учитывая капризность нашей погоды можно в середине недели оказаться перед выбором: или, ради текущих дел пожертвовать ресурсом параплана, оставив его мокрым, или все бросать и срочно браться за просушку аппарата.

 

* * *

Так как же сушить параплан в домашних условиях?

Прежде всего, как только вы придете домой, из параплана нужно вытряхнуть остатки снега, которые вы не вытряхнули на полетах.

Попав в теплое помещение, снег не растает мгновенно. Сначала снег станет более влажным и образует комки, которые можно легко собрать. Чтобы снег было удобно вытаскивать из крыла, протряхиваем параплан, держа его за заднюю кромку, и перегоняя тем самым все комки к воздухозаборникам, из которых их уже можно вынуть руками.

Крыло параплана изготовлено из ткани, которая не пропускает воздух. Соответственно и воде будет трудно пройти сквозь ткань. Поэтому влага в закрытых складках ткани будет заперта. Чтобы вода могла испаряться, необходим прямой контакт с воздухом.

Следует максимально широко распахнуть поверхность крыла. Однако, кто-то, окинув взглядом свое малогабаритное жилье, может задаться вопросом: "Где же найти для этого свободное пространство?" Тут потребуется немного находчивости и изобретательности.

Не обязательно расправлять всю поверхность параплана сразу. Можно "продвигаться" участками, размеры которых будут определяться пространством, которым вы будете располагать. Очевидно, что чем больше у вас будет свободного места, тем быстрее просохнет крыло.

Можно использовать какое-нибудь помещение в ночное время, когда все домашние спят. Раскидайте параплан поздно вечером по кухне и коридору. А утром встаньте пораньше и до того как все проснутся, соберите его.

Если под параплан подставить стулья или табуретки, то сушиться будет большая площадь без увеличения занимаемого места.

 

Сушка параплана
 
Рис 2. Стол, стулья, табуретки — все подойдет для того, чтобы увеличить площадь соприкосновения сушащегося параплана с воздухом.

 

Из предметов мебели можно использовать не только стулья. Подойдут и диван, и стол, и даже шкаф, с которого параплан свешивается, а наверху придавливается каким-нибудь грузом. При выборе груза не забывайте, что параплан — вещь нежная и груз следует обернуть чем-нибудь мягким, чтобы он не повредил ткань купола.

Если ваши домашние вам позволят, можно на стене или потолке прикрепить крючки и подвесить параплан на них за петли, к которым крепятся стропы. Только не подвешивайте параплан над отопительными приборами. Помните, что сильный нагрев губителен для пропитки.

Есть очень важный момент, о котором расскажу отдельно. Внутренняя часть крыла сохнет гораздо дольше, чем наружная. Причина проста – воздух в секциях быстрее насыщается испаряемой влагой, чем происходит естественная вентиляция секций, ведь ткань крыла воздух не пропускает, и обмен воздуха происходит только через воздухозаборники.

Если вы будете раз в 20-30 мин подходить к параплану и встряхивать его, проветривая секции, это в разы ускорит процесс сушки. Еще для ускорения процесса можно использовать вентилятор.

 

* * *

Как резюме, вкратце пробежимся по основным моментам.

Первое. На полетах перед укладкой в рюкзак из параплана необходимо тщательно вытряхивать снег. Если идёт снегопад, то следует, не отвлекаясь на отдельные снежинки, как можно быстрее сворачивать крыло.

Второе. После полетов параплан обязательно сушим. Исключение — можем не сушить, когда промежутки между полетами небольшие, на улице уверенный минус, и мы не заносили параплан в тепло.

Третье. Если нет возможности растянуть параплан на всю длину для просушки, то периодически "шевелим" крыло, раскрывая и проветривая ещё не просушенные участки.

В заключении заметим, что тщательный уход за парапланом не только продлевает срок его службы, но и существенно повышает вашу безопасность!

Удачных и безопасных вам полетов!

 

А. Штермер
19 февраля 2017 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"




Яндекс.Метрика
^Наверх