Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Горка и лебедка. Плюсы и минусы

— Вам как программу написать?
Побыстрее или чтобы все работало?
(Из разговора Программиста с Заказчиком)

Полет — это, прежде всего, высота. Люди, приходящие учиться летать, надеются, возможно, скорее увидеть землю с высоты птичьего полета. Однако не все так просто, как хотелось бы.

Хорошо тем, кто живет на Кавказе — горы под боком. Жителям равнин сложнее. Поначалу они могли рассчитывать только на высокие берега рек или карьеров, но берега эти не так высоки, как хотелось бы — в среднем всего 30-40 м. С такого склона уйти под облака очень непросто.

Альтернативное решение — это буксировочная лебедка, позволяющая без особых хлопот вытягивать тросом равнинного пилота, как воздушного змея, на высоты от 200 м и более. Трудно оспорить факт, что подъем на такую высоту больше похож на Полет, чем слалом между кустов по оврагу на расстоянии 10-20 м от рельефа. И не удивительно, что когда в клубе МАИ в 1999 г под руководством Михаила Петровского была реализована идея быстрого возвращения на старт буксировочного троса с помощью специальной лебедки-смотчика, полеты на буксировочных лебедках приобрели у равнинных пилотов-парапланеристов воистину массовый характер.

К безусловным достоинствам лебедочных полетов можно отнести также существенно меньшую, по сравнению с занятиями на склоне, зависимость учебного процесса от направления ветра. Если в течение дня ветер меняется, то на перенос буксировочного стартового комплекса требуется не более 30-40 мин. Передвинуть же учебный склон под нужный ветер пока еще ни у кого не получилось. Поэтому при обучении со склонов неоднократно наблюдались ситуации, когда группа приезжала на место, а летать не могла, т. к. ветер дул не с той стороны, откуда хотелось бы.

Однако на выездах и при полетах в горных условиях стиль летания людей, прошедших лебедочное обучение, выглядит, мягко говоря, весьма настораживающе. В связи с этим обстоятельством возникла идея сравнить навыки, получаемые курсантами при обучении полетам со склонов холмов и на лебедке.

 

Умение стартовать

Первая проблема, с которой сталкиваются все лебедочники на выездах, — это хроническое неумение стартовать со склона.

Типовой курс начального обучения на буксировочной лебедке составляет около 40 затяжек. За это время курсант выполняет 40 взлет-посадок и, если принять среднюю продолжительность одного полета за 5 мин, получает общий налет порядка 3-3,5 ч. Этого вполне достаточно, чтобы в дальнейшем пилот мог самостоятельно взлететь, отцепиться от троса, выполнить простой планирующий полет и приземлиться в пределах поля, на котором установлен буксировочный комплекс. Но этого недопустимо мало, чтобы надежно и безопасно летать в горах.

Обучение на склоне более продолжительно. Для вывода начинающего пилота на парение в ДВП требуется не менее 5-6 месяцев активных тренировок из расчета, что полеты будут проводиться по выходным дням. За летный день обучающийся на склоне пилот в среднем выполняет 15-25 полетов. Помножив полеты за день на число летных дней, нетрудно заметить, что количество взлет-посадок, выполненных при обучении на склоне, оказывается в несколько десятков раз большим, чем при полетах на буксировке.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство. При старте с лебедки очень большая доля успеха определяется не пилотом, а оператором лебедки. Начинающий пилот быстро привыкает к этой помощи и при выходе на склон невольно рассчитывает, что его так же, как на лебедке, будут "снимать" с земли. Но на горе "оператора-помощника" нет. В результате вместо короткого и решительного разбега у "лебедочников" на склоне обычно наблюдаются долгие и малоуправляемые пробежки с незагруженным крылом, часто заканчивающиеся не взлетом пилота, а падением купола параплана на землю, т. к. уверенно удерживать крыло над головой они тоже не умеют.

Это вызывает у курсантов сильнейшее изумление: на лебедке-то человек затягивался достаточно уверенно. Поэтому, несмотря на явные "дыры" в летной квалификации, человек искренне считает себя Пилотом (его в этом заверили в школе при завершении учебного курса из 40 взлет-посадок) и, вместо того чтобы спокойно и последовательно решать всплывшую проблему, он старается любой ценой как можно быстрее оторваться от земли. В январе-феврале 2007 г. от одной пилотессы такой выучки в ответ на предложение поработать на земле над техникой старта мне довелось услышать незабываемую фразу: "Я же пилот!!! Пусть неоперившийся, но пилот!!!" Но об этом мы поговорим в следующем разделе.

 

Правильность оценки курсантом собственных возможностей

Небо и Полеты — это немного наркотик. Человек в полете испытывает настолько сильные впечатления, что порой дуреет и перестает адекватно оценивать обстановку. Принципиальное отличие новичка от состоявшегося пилота не в технике пилотирования, а в том, что Пилот точно знает свои реальные возможности, может их соотнести с обстановкой в воздухе и принять решение не взлетать или вовремя прекратить полет. Новичку же нужна нянька в лице инструктора, который будет держать его за шкирку и не пускать в Небо тогда, когда это может оказаться опасным.

Я неоднократно замечал, что, на начальном этапе обучения курсанты соотносят свое представление о собственной летной квалификации прежде всего с высотой полета. Чем выше они забрались по склону или их затянули на высоту лебедкой, тем они вроде лучше летают. В этом плане нам есть чему поучиться у дельтапланеристов. Там с курсанта сто потов сойдет, прежде чем его не то что на высоту поднимут, а хотя бы с пробежек на подлеты переведут.

Постепенность в подъеме на высоту дисциплинирует курсантов, приучает к тому, что Полеты — это серьезно, что с Небом на "вась-вась" общаться нельзя никогда никому и ни при каких обстоятельствах.

Лебедочные же полеты с их весьма небольшим количеством стартов за день откровенно провоцируют инструкторов на возможно более быстрый вывод курсантов на большие высоты. Неоднократно наблюдал, как на буксировке курсантов-парапланеристов в их первый же в жизни летный день затягивали на высоту в 150-200 и более м. Обычно такие затяжки еще сопровождаются ведением курсанта с земли по рации, т. к. действовать на высоте самостоятельно курсант в своих первых полетах совершенно не в состоянии. Однако мнение о себе, любимом, как о супер-пилоте с каждым новым успешным взлетом у такого курсанта укрепляется.

Учебный период на лебедке невелик — всего 40 стартов. По окончании обучения курсанту объявляют, что он Пилот. Затем курсант покупает параплан и начинает летать самостоятельно. Вот тут-то без инструкторского пригляда несоответствие представления курсанта о собственных возможностях реально имеющимся очень скоро может привести к беде.

 

Готовность к действиям в условиях быстро меняющейся обстановки

Слет с учебного склона короток. Применительно к горкам Московского региона с высотами в 20-30 м он составляет всего 30-40 сек. Этого, конечно, маловато для того, чтобы любоваться красивыми пейзажами из-под купола параплана. Но зато скоротечность полета дисциплинирует курсантов. Ведь в этот небольшой промежуток времени нужно вписать взлет, расчет на посадку, а также успеть выполнить полетное задание.

Без каких-либо дополнительных усилий со стороны инструктора курсанты на примере собственных ощущений осознают, что секунда в воздухе — это очень много, приучаются планировать свой полет на земле и точно рассчитывать действия в воздухе. Учатся быстро оценивать обстановку в полете и принимать разумные самостоятельные решения в условиях постоянного дефицита времени.

Получить эти навыки на буксировочных полетах затруднительно, а они очень понадобятся, как только курсанты выйдут на парение и им придется, активно маневрируя, летать в плотной группе с другими парапланами и дельтапланами.

 

Подводя итоги

Использование буксировочных лебедок существенно расширяет летные возможности равнинных пилотов, но на этапе первоначального обучения злоупотреблять ими не следует.

Базовыми принципами обучения летным навыкам являются последовательность и постепенность в освоении элементов учебной программы. Искусственное же ускорение учебного процесса может впоследствии привести к летным происшествиям (ЛП). Характерно, что эти ЛП будут происходить не во время учебы, а после того как вчерашние курсанты уже получат звания пилотов и начнут летать самостоятельно. Формальной вины инструктора в подобных ЛП не будет — обучение закончено, вчерашний курсант стал самостоятельным пилотом. И если он сам перед взлетом что-либо не учел, то значит сам во всем и виноват. А если по совести?

Активное использование на начальном этапе обучения полетов со склонов холмов несколько осложняет жизнь инструктора и как бы замедляет вывод курсантов на большие высоты, но зато предохраняет их от множества проблем, с которыми они могут столкнуться в дальнейшем, после завершения учебы в летной школе.

На начальном этапе обучения важна не высота, а количество взлет-посадок. Поэтому группу упражнений до задания "Отработка посадки в заданном месте" целесообразно отрабатывать в полетах со склона. Далее, когда курсанты научатся уверенно стартовать и выполнять элементарное маневрирование в воздухе, им, для освоения элементов сложного пилотажа, потребуется увеличенная высота полета над рельефом. Тогда, в отсутствии более-менее высоких холмов, становится полезным получать эту высоту с помощью буксировочной лебедки.

 

В. Тюшин
12 сентября 2007 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх