|
|
Посмотрите на рисунок 1. Летит параплан. В точке 1 вариометр взвизгивает и показывает начало набора высоты. Где находится поток пилот еще не знает и продолжает лететь по прямой до момента, пока скороподъемность не станет максимальной. Это точка 2. Как только стрелка вариометра перестает подниматься вверх, закручиваем виток спирали. Крутить вправо или влево пока не определить. Пусть поток слева, а пилот закрутил спираль вправо. Плюса на приборе быстро переходят в резкий минус (точка 3). Пробивая минуса, докручиваем виток до 270 градусов по курсу (точка 4). Теперь поток однозначно впереди и справа. Проходим по прямой до новой точки максимального набора высоты (точка 5) и снова закручиваемся вправо. Параплан в потоке. Далее, отслеживая по вариометру скорости набора высоты на витке, смещаем каждый последующий виток спирали в сторону наибольшего подъема и по возможности сужаем спираль, чтобы оказаться в ядре потока. Где искать следующие потоки? В курсе авиационной метеорологии говорилось, что потоки "живут" над наиболее прогретыми участками местности. Еще не забываем, что они немного сносятся по ветру. Давайте посмотрим для примера на рисунке 2 вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков. В центре картинки поселок Юца (область 1). Поселок находится в ложбине, по дну которой течет ручей. Ручей холодный. Значит, ничего кроме нисходящих потоков мы над поселком не найдем. Интерес представляют два желтых поля левее поселка (область 2). Пшеница отлично впитывает солнечное тепло, греется сама и греет находящийся над ней воздух. Лесополоса, разделяющая поля, является триггером или "генератором" термиков. Еще интереснее плато за поселком (область 3). Оно тоже сухое. Еще оно приподнято над окружающим рельефом, что усиливает его прогрев. По верху плато проходит дорога. Движущиеся по этой дороге автомобили срывают перегретые слои приземного воздуха и тоже способствуют образованию термиков.
Тактика пилота, улетающего на маршрут с Юцы в этом направлении, следующая: выкрутить стартовый поток над горой и, избегая нисходящих потоков над поселком (область 1), лететь за следующим термиком на плато к объездной дороге (область 3). Если долететь до плато не получается, вернуться к горе и подождать более сильный стартовый термик. Если же довернувший ветер выносит пилота на желтые поля левее поселка (область 2), шансы зацепиться там за второй поток и продолжить маршрутный полет тоже вполне реальные, но если набрать высоту не получится, возвращаться на старт будет сложнее по банальной причине отсутствия местных подъездных дорог. На первый взгляд, все просто. Однако на самом деле это не так. Главное отличие термического полета от всех предшествовавших его автономность. На этапе наземной подготовки инструктор мог сам своими руками подстраховать курсанта, остановив вырывающееся у него из-под контроля крыло параплана. На планирующих полетах своими руками инструктор курсанту уже помочь не мог, но такие полеты обычно недолги. Инструктор внимательно следил за курсантом и после приземления мог детально проанализировать каждую летную секунду, объясняя ошибки и уточняя задание на следующий взлет. При освоении парения в динамическом потоке контроль несколько уменьшился, но все равно инструктор был рядом. Он мог предупредить о ухудшении погодных условий, дав команду идти на посадку, или, в крайнем случае, быстро и грамотно оказать упавшему курсанту первую помощь и доставить его в лечебное учреждение. В термическом полете все по-другому. Когда пилот, обкрутив стартовый поток, уходит на маршрут, рассчитывать на быструю помощь с земли не приходится. Что может подсказать инструктор курсанту, находящемуся от него на расстоянии 5-10 км, на его вопросы-восклицания в рацию: "Ура, кручу поток под облаком! Ой, поток какой-то сильный. Набирать высоту еще можно или облако уже опасное"?.. Ничего. А если падение и травма? Можно ли всерьез надеяться, что после удара о землю курсант сможет внятно объяснить, где его искать? Можно ли вообще быть уверенными, что рация после жесткого падения останется цела и что возможная травма позволит курсанту ей воспользоваться?.. Маршрутные полеты в термиках это очень красиво, это то, чему мы стараемся научиться, но для того чтобы наши полеты были не только красивы, но и безопасны, формальной сдачи зачета по технике пилотирования мало.
* * * Помните, в школьном курсе физики были такие понятия как "законы сохранения"? Законы сохранения энергии, импульса, массы... Это же справедливо и для объема человеческого внимания или, если хотите, "мощности мозга". Пусть в зачетном полете курсант честно и успешно выполнил упражнение "посадка в цель". Галочка в летную книжку поставлена, но стала ли "посадка в цель" инструментом для решения последующих задач или осталась всего лишь успешно выполненным полетным заданием? Вопрос сложный. Учебно-зачетный полет выполняется на 100% мощности мозга. Все внимание курсанта подчинено расчету точного приземления. Его ничто не отвлекает от решаемой задачи. Учебная площадка расположена в простом и безопасном месте. Курсант прекрасно знает, что поле вокруг зачетной метки широкое, ровное и на нем нет никаких препятствий. Поэтому он, не опасаясь нехороших последствий для своего здоровья в случае промаха, заходит на цель спокойно и уверенно. В реальном маршрутном полете приземление обычно выполняется на неподготовленную площадку, подобранную с воздуха. Хорошо, если это будет широкое поле, но это может оказаться и окруженный заборами огород в деревне, и небольшая полянка посреди кустов. Возможности уйти "на второй круг" у безмоторного парапланериста нет. Пилоту необходимо проанализировать массу дополнительной информации, что существенно уменьшает долю внимания, отводимую собственно расчету на посадку, и повышает риск ошибки. Отвлечемся на секунду от полетов. Представьте себе, что вам нужно пройти по бревну. Если бревно лежит на земле, то такое задание сложностей не вызовет. Но если бревно разместить на высоте 5-10 м, мозг, опасаясь падения, начнет беспокоиться и пройти по этому же самому бревну станет намного труднее. Зачетная посадка в цель посреди широкого учебного поля это одно. Точное приземление на реальную ограниченную препятствиями площадку в условиях полного отсутствия поддержки с земли совсем другое. Ситуация при расправлении крыла в случае его сложения в болтанку аналогична. Пусть у пилота в активе есть выезд на СИВ (Симуляция Инцидентов в Воздухе). Пусть он там целых несколько раз складывал и расправлял крыло. Что такое сложение крыла на СИВе? Пилот неторопливо сосредотачивается, настраивает на работу все 100% мощности своего мозга, собирается с духом, дергает параплан за первый ряд строп и, наконец, складывает консоль. На безопасность работают и вода, и километр высоты под пилотом, и инструктор с рацией, страхующий пилота с земли. А самое главное воздух спокоен, полностью предсказуем и ничем кроме сложения крыла мозг пилота не занят. Как происходят сложения в реальной жизни? Крыло швыряет потоками из стороны в сторону. Пилоту необходимо одновременно и держать крыло, и центровать термик, и отслеживать положение других аппаратов, так как в воздухе он не один. Мозг уже работает почти на пределе. И тут вдруг удар по крылу. Ключевое слово "ВДРУГ". У пилота нет возможности приготовиться к сложению. Все происходит мгновенно! Купол складывается. Километрового запаса высоты, скорее всего, нет. И уж точно под пилотом не мягкая вода. На подсказки инструктора в рацию тоже рассчитывать не приходится. Хватит ли полученных на СИВе навыков для нормальной работы в стрессовых условиях реального полета?..
* * * На первом году обучения курсанты мечтают как бы поскорее добраться до больших высот и парящих полетов. Упражнения курса многими проходятся, если честно, не столько для себя, сколько чтобы инструктор галочку в летной книжке поставил и побыстрее выпустил на парение. Курсанты конечно понимают, что инструктор плохого не посоветует, что, гоняя их по склону, он беспокоится об их же безопасности, но хочется-то на высоту. Хочется настоящих высотных полетов, а не бесконечных попрыгушек сверху вниз на точность приземления. И вот, наконец, свершилось. Допуск к парящим полетам получен! Полетели!!! Ура! Высота! Красота! Налет стал измеряться часами, а не секундами как на прыгах. Появились первые сделанные в воздухе фотографии. Счастье!!!
На этой радостной ноте завершается первый этап обучения. Парение в динамических потоках состоялось. Парапланерное лето закончилось. Мы возвращаемся на зимние квартиры.
* * * Первая реакция подросшего пилота на Подмосковные горки после Юцких просторов: "Ребята, а где здесь летать?". На Кавказе, когда мы опускались ниже 100 м, то уже не столько летели, сколько заходили на посадку. В Московском же регионе горка высотой 30-40 м счастье. Где летать? Именно здесь на этих горках и летать. Первый сезон обучения прошел под флагом инструкторской диктатуры. Курсант летал строго по полетным заданиям. Он рвался вперед к высотным и парящим полетам, а инструктор, постоянно придирался, выискивал ошибки, заставлял курсанта снова и снова повторять задания многие из которых на его курсантский взгляд были давно освоены. Теперь, полетав на высоте, начинающий пилот на собственном опыте понял, что так долго прорабатываемые на первом году обучения задания были действительно нужны. Что придирки инструктора это не "издевательства", а необходимость. И когда это понимание пришло, инструктор перестал быть в глазах курсанта "злым диктатором" и превратился в "доброго консультанта".
Московская горка. Ветер едва дышит. Курсанты-новички нового набора прыгают на цель. Чем бы заняться курсанту второго года обучения (курсант-2)?.. Может быть тоже на цель прыгнуть?.. Новички стонут: "Ветер неправильный, горка кривая и вообще злой инструктор положил цель так, что сесть туда просто нереально". Инструктор шепчет на ушко курсанту-2: "Слетай, покажи молодняку как надо садиться". Для новичков плюхнуться с промахом 5-10 м счастье. К взлету готовится курсант-2. Старт. Полет. И мягкое красивое приземление с промахом от центра мишени не более полуметра. Смотрят новички на такую посадку и потихоньку начинают понимать, что проблема их промахов не в "неправильности" ветра. Школа? Да, школа. Но не вся. Есть в авиации понятие "показной полет". Это когда инструктор или кто-то еще не просто выполняет какое-либо упражнение, а показывает своим полетом как его надо выполнять. При выполнении показной посадки в цель само по себе умение точно приземляться не обсуждается. 90% мозга пилота работает не по расчету посадки, а на демонстрацию полета зрителям. А "цена ошибки" по полной программе. Летящего на показной полет курсанта-2 инструктор представил новичкам классным пилотом. Стыдно ведь облажаться.
Вспоминаем "законы сохранения". Если курсант-2 смог красиво (значит, с хорошим запасом прочности по нервам) сесть на цель на 10% мощности мозга, то в "боевой посадке" где-то вдали от "базового аэродрома" освободившиеся от зрителей 90% мощности мозга это запас на его безопасность, на случай, если вдруг откуда-то прилетит какая-то заранее не просчитанная "бяка". А что инструктор? Инструктор продолжает ворчать: "Ну вот... Я тебя новичкам Пилотом представил, а ты на целых полметра промазал. Неужели не стыдно?". Курсанта-2 ворчание цепляет за живое. Промах в полметра для него теперь уже не "почти попал". Это ошибка. Это промазал! Ничего страшного. Зима впереди длинная. Время потренироваться и отшлифовать навыки есть. А еще амбиции играют. Приятно ведь увидеть искреннее восхищение от красоты своего полета в глазах новичков. Точно также зимой второго учебно-летного сезона повторяются и шлифуются все остальные упражнения курса, успешно "пройденные" на первом году обучения по принципу "лишь бы инструктор отвязался".
Техника старта и удержания крыла на земле Курсант-2 стоит на склоне и ждет усиления ветра. Купол поднят заранее, чтобы в момент подхода потока не тратить время на подъем крыла. Чем занят в это время мозг? Мозг анализирует текущую погоду, следит за другими пилотами, старается просчитать наиболее выгодный момент для взлета. Удержание крыла над головой? Это уже перестало быть функцией Мозга. Это где-то в глубинах подсознания на уровне рефлексов. Когда вы идете пешком по дороге, организм выполняет массу весьма непростых движений но, вы ведь при этом не думаете над положениями ног и рук? Удержание крыла над головой тоже перестает быть успешно выполненным требованием инструктора стартовать с первой попытки. Теперь это не "упражнение курса летной подготовки", а инструмент для решения последующих задач.
На первом году обучения курсант привыкал к большим кренам и учился технике чистого выхода из режима без раскачек параплана. Высота была достаточно большая, чтобы исключить возможность столкновения с землей. Теперь прижимаемся к земле. Отрабатываем контролируемый выход из клевка на высоте метр и даже ниже. Зачем нужно? Чтобы не просто уметь загнать параплан в крен, а научиться чувствовать маневр с точностью до сантиметров. Как отрабатывать? Естественно, постепенно. Сначала нужно научиться контролируемо выходить из разворота на гарантированно безопасной высоте, чтобы был запас на ошибку. Затем уменьшаем высоту до тех пор, пока трава не начнет ложиться под подвесной системой.
Курсант-2 выполняет показной полет. Высота выполнения сложения минимальная. Формальная причина чтобы наблюдающим полет курсантам первого года было лучше видно. Но и для курсанта-2 есть учебный нюанс убрать страхи и дать обоснованную уверенность в том, что существенное сложение крыла даже на минимальной высоте над рельефом при правильных действиях пилота не фатально. И не дай бог, если параплан на режиме хоть немного качнется по курсу. Полет-то показной. Новички смотрят. Курсанту-2 стыдно ведь облажаться. А еще инструктор смотрит. Новички, в случае ошибки, может быть, смолчат, но инструктор-то точно все увидит и вечером на разборе полетов выскажется. Еще раз вспоминаем "законы сохранения". Курсант-2 выполняет показной полет. Если его Мозг думает не о самом сложении, а о том, как построить траекторию полета, чтобы нагляднее показать режим новичкам, то в "боевом сложении" доля внимания, переключенная сейчас на новичков, станет его запасом на безопасность.
Очередной учебный день на Подмосковной горке. Все как обычно, только ветер задул немного сильнее. Горка есть, ветер есть. А динамический поток тоже есть? Подмосковная горка это не Юца. Ветер неровный. Поток то подбросит, то просадит параплан. Возможность сложения крыла в болтанке никто не отменял. При этом рельеф рядом и другие аппараты в считанных метрах. А инструктор, между прочим, уверенно парит. Кстати, парит не на своем спортивном мега-крыле, а на учебно-тренировочном параплане, взятом у курсанта-2 подлетнуть "на разведку погоды". Значит, шансы на успех есть?.. Пробуем?.. То, что у инструктора получалось легко, для курсанта-2 оказалось весьма непросто. Зона парения узкая. Пилотировать нужно четко, решения принимать мгновенно. Продержаться в Московском динамике на 30-ти метровой горке даже 5 мин по квалификации пилота стоит значительно дороже, чем час-другой висения на Юце. Но оно того стоит. Курсант-2 хорошо помнит, как на первом году обучения ему было трудно на отработке "посадки в цель". И как во втором сезоне он начал играючи демонстрировать новичкам точные приземления на показных полетах. Значит, и в динамике на 30-ти метровой горке тоже со временем все должно получиться. Если у инструктора получается, то он-то чем хуже?..
* * * Если курсант-2 в свою вторую зиму научится уверенно парить на небольших Подмосковных горках (а он этому обязательно научится), то полет в динамическом потоке на Юцких просторах следующим летом никаких вопросов не вызовет. Вот тогда ресурсы Мозга, освободившись от рутины основ элементарного маневрирования, станут готовы к восприятию и решению следующей задачи полетам в термиках. А само по себе парение в динамическом потоке у склона из Полета с большой буквы, как это было на первом году обучения, превратится в не более чем удобную стартовую площадку для настоящего маршрутного Полета.
И тогда можно будет в термичку, на высоту и на маршрут? Да. Тогда будет можно. И в термичку. И на высоту. И на маршрут. А сейчас пожалуйста на учебную площадку. Нужно показать новичкам как выполняется точное приземление на цель. :-)
В. Тюшин
|
|||
|
^Наверх
|