О летной дисциплине и обеспечении
безопасности учебных полетов
Навеяно вынужденным расставанием с курсантом ПЕ
на учебно-тренировочных сборах "Юца-2015"
Что думает курсант о своем инструкторе:
1 год это Бог. Он научит меня летать.
2 год это Гений. Он научил меня летать.
3 год этот трус мне летать не дает.
Авиационная байка
Когда курсанты впервые выходят на полеты, они испытывают заметный
душевный трепет перед воздушной стихией, в которую им предстоит
погрузиться. Начинаются наземные практические занятия. Инструктор
ставит задания. Курсанты стараются их выполнить. Поначалу все идет
очень непросто. Чтобы повторить элементы управления парапланом,
которые у инструктора получаются играючи, курсантам-новичкам требуется
напряжение всех сил.
Постепенно ситуация улучшается и появляются первые успехи. Задания,
казавшиеся вчера невыполнимыми, начинают получаться. Пусть не столь
изящно, как у инструктора, но все же, на курсантский взгляд, тоже
весьма недурственно.
Наконец, первые подлеты. Сначала в "лягушатнике" на минимальной
высоте. Затем постепенно все выше и выше. Появляются первые настоящие
полетные задания, в которых курсантам требуется не только поднять
крыло параплана и слететь по прямой со склона в долину, но и выполнить
ряд все более и более сложных маневров в воздухе. С каждым новым
летным днем полеты становятся все интереснее.
Птенцы оперяются. Их летные навыки и уверенность в собственных
силах крепнут не по дням, а по часам. Их распирает гордость и эйфория
от своих честно заслуженных успехов: как же все круто, классно,
красиво и, самое главное, просто (причину кажущейся простоты полетных
заданий мы разберем чуть позже).
Курсанты рвутся вперед и вверх. И тут вдруг обычно подбадривавший их
инструктор начинает ворчать. На казавшиеся курсанту отлично выполненные
полеты в инструкторском комментарии звучат слова: "все плохо",
"никуда не годится", "повторить еще раз". А когда свято
верящий в свои безграничные таланты и жаждущий всеобщего признания и
восхищения курсант, заложив в лихом развороте крен в 50-60 град (вместо
указанных инструктором в полетном задании 20-30), получает неслабый
нагоняй, а то и вовсе отстранение от полетов, его берет оторопь. За
что!?! Он ведь может!!! У него ведь все получилось!!! Он ведь
старался!!! Он ведь смог сделать даже больше, чем было сказано
в задании!!! А тут такая несправедливость…
* * *
Обсуждая причины курсантских обид, прежде всего, обозначим три
базовые позиции, от которых будут отталкиваться дальнейшие рассуждения:
обладающий
большим летным опытом инструктор знает то, чего курсант еще знать
не может;
удар
курсантского тела о землю здоровья ему не прибавляет;
в
случае падения курсанта вина инструктора отсчитывается от 90% на
том простом основании, что скажи инструктор: "взлет запрещаю",
и курсант был бы цел.
Ставя курсанту полетное задание, инструктор продумывает не только
штатный режим полета, но и все возможные "бяки", которые
в этом полете могут произойти. Помните законы сохранения (энергии,
импульса, массы) из школьного курса физики? Тоже справедливо и для
объема курсантского внимания или, если хотите, "мощности мозга".
Если поставить курсанту сложное задание на всю мощность мозга,
не оставив запаса прочности, любая прилетевшая вдруг "бяка"
может сломать курсанта, привести к его падению и травмам. Поэтому
инструктор всегда оставляет запас на безопасность.
Курсант же, еще не обладая инструкторским опытом и не зная обо
всех тех опасностях, которые могут встретить его в воздухе, воспринимает
этот запас как простоту полетного задания, как свою
гениальную способность сделать в полете гораздо больше, чем сказано
инструктором.
Ситуация становится еще более опасной, если курсант начинает самостоятельно
вносить в свой полет элементы, не оговаривавшиеся с инструктором
на земле. В этом случае мы рискуем получить совершенно другой полет
с совершенно другими "бяками". И сможет ли с ними справиться
еще толком не оперившийся птенчик большой вопрос, ответом
на который будет скорее "нет", чем "да".
А если курсант упадет, кто будет виноват в его падении? Инструктор!!!
Инструктор будет виноват на том простом основании, что, если курсант
может не знать обо всех возможных опасностях, то инструктор о них
знать обязан. Причем обязан не только знать, но и вовремя предотвращать.
Это часть работы инструктора уберечь курсанта от беды.
* * *
Необходимо также понимать, что любые несогласованные с инструктором
маневры курсанта существенно замедляют учебный процесс.
Обучение полетам происходит по достаточно простой схеме. Инструктор,
ставя курсанту задание, формирует у себя в голове идеальную модель
планируемого курсантского полета. Затем инструктор сравнивает эту
модель с тем, что курсант выполнил в реальности. Определяются рассогласования
и их причины. Последующие полеты нацеливаются на устранение причин
выявленных рассогласований, чтобы в конечном итоге курсант научился
исполнять в воздухе именно то, что ему запланировал инструктор.
Если же курсант творит в воздухе отсебятину, то присутствие инструктора
на старте и его анализ курсантского полета теряют смысл.
Второе соображение неофициальное. Есть у инструктора универсальный
измерительный инструмент курсантского мастерства инструкторская
пятая опора. Если курсант летает надежно и безопасно, опора спокойна
и инструктор, ставя очередное полетное задание, скорее всего, даст
курсанту теорию полета на один-два шага вперед, чтобы облегчить
ему понимание общей технологии обучения и таким образом ощутимо
ускорить учебный процесс.
Но если "измерительный инструмент инструктора", глядя на
курсантские выкрутасы, начинает нервничать курсант не только ни
на шаг не сдвинется по программе, но и его текущие задания будут
обставляться максимально жесткими рамками ограничений, чтобы исключить
возможность опасных для его же курсантского здоровья импровизаций.
* * *
Так как же обеспечить безопасность курсантов на учебных полетах
и уберечь инструктора от проблем курсантского травматизма? Вариантов
два. Или курсант в процессе учебы летает в строгом соответствии
с заданиями инструктора (и инструктор несет ответственность за эти
полеты), или, если действия курсанта в воздухе оказываются для инструктора
труднопредсказуемы и, тем более, если курсант сознательно нарушает
полетные задания, то должно последовать незамедлительное отстранение
инструктором такого курсанта от полетов.
В. Тюшин
Рисунок: В. Романов
30 августа 2015 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
PS:
Психологические особенности отношений
курсант-инструктор
Навеяно вынужденным расставанием с курсантом КА
на учебно-тренировочных сборах "Юца-2022"
Отношения курсанта и инструктора можно сравнить с отношениями пациента
и врача. Суть этих отношений определяется распределением прав и
ответственностей.
Когда пациент (курсант) приходит к врачу (инструктору) с просьбой:
"вылечи" ("научи"), он опасается, что сам может
не справиться с проблемой и надеется переложить на врача (инструктора)
"Ответственность" за обеспечение собственной безопасности.
"Права" и "Ответственности" между собой плотно
связаны. Врач (инструктор) берет на себя эту "Ответственность",
но с условием, что пациент (курсант) отдаст вместе с ней и
"Право" принимать решения как ему лечиться (учиться).
Безусловно, врач (инструктор) не всемогущее божество. Он может
что-то не знать, чего-то не уметь. Однако, когда пациент ложится на стол
к хирургу (курсант идет на обучение к инструктору), он должен принять
его таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками.
Пациент (курсант) передает доктору (инструктору) "Ответственность"
за свою судьбу и лечится (учится) так, как ему сказано.
Если у пациента (курсанта) появляются какие-либо вопросы или пожелания
по лечению (обучению), он имеет полное право их высказать, но с
пониманием, что если "Ответственность" обеспечения
безопасности в конечном итоге ложится на врача (инструктора), то ему
же вместе с ней отдается и "Право" в принятии окончательных
решений.
Но что делать пациенту (курсанту) если, несмотря на все заданные
вопросы, его продолжают мучить сомнения и терзать желания использовать
какие-то собственные методики лечения (обучения), отвергнутые доктором
(инструктором)? Мне кажется правильным в этом случае не продолжать на
них настаивать и не пытаться учить доктора (инструктора) как лечить
пациента (учить курсанта), а поискать другого специалиста, который
сможет решить проблему пациента (курсанта) каким-то иным для него более
комфортным способом. Или, как вариант: принять решение лечиться
(учиться) полностью самостоятельно, но тогда уже исключительно под свою
личную "Ответственность".
В. Тюшин
30 августа 2022 г.
|