Понятие скорости в авиации

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с полетами на парапланах: аэродинамика, конструкция, эксплуатация, сертификация, методики обучения, безопасность полетов, нормативные документы.

Модераторы: Тюшин Вадим, firstep, dmoroz67

Ответить
Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2835
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Понятие скорости в авиации

Сообщение Тюшин Вадим » 26 янв 2019 09:18

Всем здравствуйте!
Сегодня прочитал сообщения в личке от участника форума, с удивлением для себя отметил, что такой наиважнейший параметр как СКОРОСТЬ, остается не до конца понятен. Это не касается данного человека, но товарищ посетовал что даже инструктор не объяснил, а отправил «курить» букварь. Да и читая форум отметил для себя этот факт. Кто-то понимает так, другой трактует по иному, и еще пытается объяснить. Лично мне конечно понятно что хотел сказать человек. Я вижу на форуме достаточно людей так или иначе близко связанных с авиацией, им думаю тоже понятно. Но тем новичком, кто приходит в парапланеризм многое что называется - «темный лес» .

Набрал в инете «скорости в авиации», пришел в уныние.
Каких только нет трактовок и определений!
А посему, дабы не повторить легенду о Вавилонской башне, думаю, следует говорить одним языком и о едином понимании скорости в авиации.

Это тем людям, для кого этот вопрос – вызывает определенные трудности.

Итак, понятие скоростей в авиации.

Их есть 4 (ЧЕТЫРЕ), все они важны и применяются.
В части, применимой в парапланеризме, следует понимать 3 (три), которые важны и должны использоваться.
Итак, первая, которую рассмотрим, это

- ВОЗДУШНАЯ скорость.
Это скорость ЛА (летательного аппарата) относительно воздуха.
Определяющее слово здесь «воздушная » и понимать это следует буквально, без всякого инакомыслия и других трактовок.
Пример в упрощенном виде, для более наглядного представления.
Предположим по курсу ЛА есть облако. Облако никуда лететь и передвигаться не может – это тот же воздух, но только видимый.
Так вот, с какой скоростью ЛА приближается к нему – это и есть воздушная скорость ЛА. Все!
Надеюсь тут все ясно.

-ПРИБОРНАЯ скорость или СКОРОСТНОЙ напор.
Это - ВОЗДУШНАЯ скорость с учетом плотности воздуха.
Почему такое двоякое понятие, сейчас разберемся.
Начнем с понятия СКОРОСТНОЙ напор.
Определяющее слово здесь «напор». Попросту говоря, с какой силой (напором) воздушная масса воздействует на тело, крыло фюзеляж, с какой силой мы ощущаем ветер – это оно и есть.
Почему ПРИБОРНАЯ, да все просто. Этот самый СКОРОСТНОЙ напор принимается ПВД (приемником воздушного давления), далее по трубкам подводиться за приборную панель к ПРИБОРУ. Название у него КУС (курсовой указатель скорости). Бывают разные, КУС-250, КУС-1200 в зависимости на каком ЛА применяется. Это самое давление в трубке поступает в прибор на анеройдно-мембранную коробку. Под действием давления она деформируется, далее через кулиски, шестереночки приводится к стрелке, которая и указывает скорость на шкале.
Следует отметить, что все скорости указанные в инструкциях, НПП, других документах подразумевают именно эту ПРИБОРНУЮ скорость. И никакую иную. Если на шильдике параплана указана такая то скорость, то именно эту скорость и следует понимать. Все пилотирование ЛА производится именно по этой скорости (кроме высотного).
Как пример, аэродромы Средней Азии, высокогорные аэродромы особенно в жару. Воздух сильно разряжен, двигатели вроде «молотят» во всю мочь, несемся по взлетной полосе, мимо все быстро мелькает, а «оргазму нету», самолет не взлетает. Воздушная скорость большая, а скоростного напора нет (если утрировать - безвоздушное пространство). С подъемом на высоту плотность воздуха соответственно уменьшается и воздушная скорость от приборной соответственно будет отличается, и существенно.
Здесь надеюсь тоже должно все быть понятно.

Далее

-ПУТЕВАЯ скорость.
Это скорость ЛА относительно земли. Все! Более ничего другого под этим понятием не подразумевается. На земле есть точка А и точка Б, расстояние между ними делим на время, за какое преодолели, это и есть ПУТЕВАЯ скорость. Больше ничего сюда мешать не нужно. Часто вижу на форуме GPS-скорость. Где то встречал маршрутная, но, господа, давайте пользоваться едиными понятиями, дабы не повторить легенду о Вавилонской башне. Кто то будет настаивать на GPS-скорости , хочу сказать, что такой не существует.
Сейчас объясню.
GPS это аббревиатура (Global Positioning System), система глобального позиционирования, читается Джи Пи Эс.
Обратим внимание на слово позиционирования. Все! Более эта система ничего не выдает. Способов позиционирования существует уйма. Есть РСДН (Радиолокационная Система Дальней Навигации), РСБН (ближней), можно позиционировать по нескольким АРК (радиокомпас), в конце концов по звездам, по вышкам сотовой связи. Есть инерциальные системы, которые вообще не к чему не привязаны, полностью автономны, которые измеряют ускорение объекта, далее дифференцируется, первая производная дает скорость, вторая производная дает путь. Все. Если под все эти методы подвести «скорость по… », то хрень получится полная!
Суть не в этом. Зная начальную точку (что к стати и дает ГЛОНАСС, и та же Джи Пи Эс ), зная конечную точку и время мы можем вычислить скорость. Что собственно и делают приборы используя как инструмент систему GPS. Не нужно вводить лишних понятий! Иначе можно доумничать, что перестанем понимать о чем речь.
Есть ПУТЕВАЯ скорость. Все! Этим понятием и должны все пользоваться. И не важно каким способом мы ее узнали.
Все остальное - это будут производные.

Далее

-СКОРОСТЬ по числу М.
Эта скорость в парапланеризме не применима, но раз уж мы начали про скорости, то коротко о ней. Если на истребителях используют профиль так называемый «скоростной», с маленькой относительной толщиной, то, так скажем, на грузовых, пассажирских, транспортных применены профили с большой относительной толщиной, так называемые «несущие». На больших высотах скорость этих «грузовых» ЛА приближается к скорости звука. Это существенно меняет характер обтекания профиля. Воздух, в силу инерции, не успевает «захлопнуться» за задней кромкой крыла. Это может приводить к срыву потока, кавитации, ну всякой бяке. Поэтому на больших высотах пилотирование ведется не по ПРИБОРНОЙ, а по числу М , чтобы данную величину число М не превысить.

Таким образом, как мы видим, все эти скорости используются и применяются.
Мои настойчивые пожелания -
Пожалуйста, если кто-то пришел в парапланеризм, то считайте что вы стали полноправным пилотом и по этому просьба - извольте изъясняться соответственно.
Всем удачи!
Наумович.
Подсмотрено здесь: https://paraplan.ru/forum/post/2381824
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Ответить